.

Во-первых, всегда доводите все проекты до конца. И я не имею в виду, что нельзя бросать объект на середине работы. Я говорю о заключительной части, которой очень многие дизайнеры пренебрегают. Некоторым надоедает подбор элементов интерьера с заказчиками и сплошные поездки по магазинам. Другим не нравится окончательно оформлять чертежи – со всеми пояснениями и сносками. И клиенты, в принципе, не будут дергать дизайнера – по большому счету все уже готово, а какие-то мелочи они могут закончить и сами. Но именно на этом этапе вы рискуете потерять шанс на то, что эти заказчики порекомендуют вас своим знакомым. Вся ваша работа должна облегчать жизнь клиента, снимать часть груза ремонта с его плеч.


Во-вторых, устанавливайте с вашими клиентами теплые, дружелюбные отношения, но при этом соблюдайте высочайшие стандарты деловой этики. Никогда не разглашайте информацию о своих заказчиках. Никогда не отзывайтесь о них плохо – ни в разговорах с друзьями, ни при общении с другими клиентами.
Моему заказчику часть мебели делал рекомендованный мною мастер. Качество заказчика устроило, и он рекомендовал мастера своей знакомой. Знакомая мастеру не сказала, кто ей рекомендовал его услуги, но когда при монтаже тот стал рассказывать про свою работу на другом объекте, сразу поняла, что речь идет о моем заказчике. Мастер, поскольку высказался достаточно негативно, попал в неприятную ситуацию. Хорошо хоть все стороны с юмором отнеслись к этой истории, и ни у кого никаких обид вроде бы не возникло.
Интересная особенность сарафанного радио – по странному стечению обстоятельств, рекомендации могут поступить от клиентов или партнеров, с которыми были какие-то разногласия в процессе работы. Причем иногда положительным отзывам не мешают даже ошибки, допущенные дизайнером при проектировании.
Из темы «Сарафанное радио» на форуме Homeideas.ru:
«Один из последних проектов – заказчики нашли нас через Интернет. Мы там напортачили: на чертежах не указали гигиенические души, и это всплыло, к сожалению, когда уже плитку положили. Заплатили из своих денег за переделку, хозяйка кричала: “Как мне надоели ваши косяки!” Как ни странно, она уже порекомендовала нас коллеге – может, она ее просто так сильно не любит?»

«У меня нет сайта, и объявления я не вешаю, и публикаций нет, и работаю я часто без полного дизайн-проекта (все на ходу, на коленке), и с клиентами часто спорю, а люди идут постоянно по рекомендации. Недавно закончила квартиру, с клиенткой были постоянные проблемы, а от нее по рекомендации уже два клиента. Страшно было соглашаться работать с ее протеже, но один из проектов такой хороший – сплошное удовольствие и от общения с клиенткой, и от потенциала объекта. Так что обобщать не приходится».

«Меня однажды порекомендовал клиент, который недоплатил мне за работу. Проще говоря – кинул. Причем кинул не потому, что я плохо что-то сделала, нет. Все было сделано по проекту, и он очень меня благодарил, рекомендовал друзьям. Я от него два заказа получила хороших. Но кинул со словами: “Нам все очень нравится, но мы считаем, что столько это не стоит, поэтому оставшуюся часть платить не будем!”»

Комментарии закрыты.

RSS | Комментарии RSS